История праздника 8 марта

очень многа букав... сам еле осилил, но мужественно прочитал всё.  %-)
http://s2.uploads.ru/t/fdEe4.jpg

Начало весны для многих людей в России соотносится с праздником 8 марта. У этого праздника, который мы с огромным подъемом празднуем каждый год, солидная история и еще более обширная предыстория. В свое время это был день международной солидарности женщин в борьбе за равноправие. Сейчас же он становится просто весенним днем поклонения женщине, ее красоте, мудрости и всему, что отождествляется с женственностью. В советские времена Международный женский день 8 Марта был объявлен в 1965 году нерабочим в ознаменование «выдающихся заслуг советских женщин в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и тылу». Но надо сказать, что у мужчин желание выразить свою признательность женщинам зародилось в незапамятные времена. Одни говорят, что это было искреннее чувство. Неисправимые циники утверждают, что мужчинам просто нужен один день в году, чтобы избавиться от вечного чувства вины перед прекрасной половиной, поскольку у них не хватает терпения и сил проявлять к ней уважение и любовь каждый день. Как бы то ни было, уже в Древнем Риме существовал женский день, который отмечали Матроны — свободно рожденные женщины, состоящие в браке. Они получали от своих мужей подарки, их окружали любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. Помимо этого хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты — хранительницы домашнего очага. Но пожалуй, лучше всего относились к женщине в индейских племенах в доколумбовой Америке. Правда, у большинства из нас представление о них сложилось по роману Фенимора Купера «Зверобой, или Первая тропа войны». Герои — ирокезы, объединенные в могучую и грозную Ирокезскую лигу. И читателям больше всего запоминались такие подробности, как высушенные человеческие головы в качестве украшений и боевая раскраска, наводящая ужас на другие индейские племена. Наверное, так все и было. Но стоит вспомнить и другое. Ирокезская конфедерация, объединившая шесть ирокезских племен-наций в «народ длинного дома», как они сами себя называли, это одна из старейших демократических республик на планете (по новым данным, она насчитывала более 800 лет). Сила ирокезов была не только в искусстве сражаться, но и в искусстве утверждать мир. Ирокезские племена, раздираемые войнами, объединились в один политический союз на основе равенства, братства и взаимного уважения. Даже для отцов-основателей США Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина Ирокезская конфедерация стала одним из идейных источников и прообразов американской демократии, а ирокезские вожди участвовали в заседаниях конгресса при обсуждении Декларации независимости.

Но что самое интересное и непосредственно относящееся к нашей теме, так это то, что у воинственных ирокезов царил матриархат. Хозяйство и стол у ирокезов были общими, а распределением пищи занимались женщины. Землей владели женщины, имя и право собственности переходили по женской линии. И хотя это кажется странным для психологии воинственных племен, каковыми были ирокезы, но в их верованиях женщина — созидающее начало, приносящее в мир жизнь. Отсюда традиционно большее уважение к женщине. Существовало разделение ролей. Женщины доминировали в поселении и отвечали за духовное руководство племени. И за общее положение тоже. А мужчины были исполнительной властью, а также отвечали за «министерство внешних дел», то бишь сражения, переговоры и т.п. Хотя вождями племен и Конфедерации были мужчины, но назначали их опять же женщины, матери кланов, выбираемые общиной. В случае необходимости они могли и сместить вождей.

Впрочем, ставя в пример римлян и ирокезов, мы понимаем, что они были в истории скорее исключением, чем правилом. Скажем, в Древней Греции, давшей главный импульс всей европейской цивилизации, женщины были бесправны. Бесправны, но не забиты. Они все осознавали свою силу и сыграли рещающую роль в Пелопоннесской войне (431—404 до нашей эры). Настрадавшись от противоборства Афин и Спарты в ходе этой войны, гречанки организовали очень своеобразную забастовку женщин. Предводительствуемые Лисистратой афинянки, беогиянки, фессалиянки и другие объявили своим мужьям, что не будут спать с ними до тех пор, пока они не прекратят губительную войну. Эта история осталась в памяти не в последнюю очередь благодаря комедии «Лисистрата» знаменитого Аристофана. Он описывает, как «забастовщицы» захватили афинский Акрополь и не допускали к себе мужчин. Афинские советники (пробулы) просят их удалиться из Акрополя, даже пытаются поджечь его, но женщины заливают огонь. В конце концов появляются представители Спарты и Афин и просят Лисистрату примирить их. Пробул спрашивает у женшин, для чего они захватили Акрополь и засовами заперли входы. Ответ Лисистраты прост: «Для того чтобы золотом вашим владеть и чтоб вы воевать перестали».

Много воды утекло и миновало веков прежде, чем женщины набрались решимости и научились отстаивать свое равноправие с мужчинами. Первыми в Новое время на этот тяжкий путь встали американки, что легко можно понять. В демократической стране существовало рабство, отчаянным было положение эмигранток, труд которых в потогонных мастерских мало чем отличался от тягот негритянских рабынь. На умонастроения женщин оказывала влияние и хорошо известная ирокезская концепция отношений между полами на основе равенства и взаимного уважения. И неудивительно, что именно американки первыми приступили к массовым действиям.

8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам города, протестуя против низких заработков и плохих условий труда. В 1908 году уже их внучки потребовали в этот день запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. А на следующий год по решению Социалистической партии Америки 28 февраля на всей территории отмечался первый национальный женский день. 25 марта 1911 года в результате пожара на швейной фабрике компании «Трай-энгл Уэст» в Нью-Йорке погибло более 140 работниц, в большинстве это были итальянские и еврейские иммигрантки. Трагедия оказала немалое воздействие на развитие женского движения. А ужасные условия труда, став причиной этого бедствия, часто потом упоминались, когда л последующие годы отмечался Международный женский день. Американки продолжали отмечать свой день в последнее воскресенье февраля вплоть до 1913 года.

По-настоящему же идея проведения женского дня как международного события овладела общественным сознанием, когда промышленно развитый мир вступил в период экспансии и потрясении, демографического бума и появления радикальных идеологий. В 1910 году на своем заседании в Копенгагене Социалистический Интернационал учредил международный но своему характеру женский день, чтобы отметить движение за права женщин и помочь им обрести всеобщее избирательное право. Это предложение получило единодушную поддержку Международной конференции женщин с участием более 100 делегаток из 17 стран, включая первых трех женщин, избранных в состав финского парламента. Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать женский день 8 Марта в память о давних Нью-Йоркских событиях. Однако официально конкретная дата проведения этого дня установлена не была. Впервые он отмечался 19 марта 1911 года в Австрии, Германии, Дании и Швейцарии, где в митингах приняли участие свыше миллиона мужчин и женщин. Помимо права голоса и права занимать государственные должности они требовали предоставления права на труд, на профессионально-техническую подготовку и прекращения дискриминации на рабочем месте.

В России положение женщин веками оставалось и неравноправным, и угнетенным. Напомню свидетельство Некрасова: «Три тяжкие доли имела судьба, и первая доля — с рабом повенчаться. Вторая быть матерью сына раба. А третья до гроба рабу покоряться, и все эти грозные роли легли на женщину русской земли». В рамках движения за мир, зародившегося накануне Первой мировой войны, российские женщины отметили первый Международный женский день в Петербурге и первое воскресенье февраля 1913 года. Во время войны, унесшей жизни двух миллионов российских солдат, женщины вновь выбрали последнее воскресенье февраля 1917 года, чтобы провести забастовку с призывом «за хлеб и мир». Политические лидеры сочли стычку несвоевременной, но женщины все равно ее устроили. Остальное хорошо известно: четыре дня спустя царь был вынужден отречься от престола, а временное правительство предоставило женщинам право голоса. Это историческое воскресенье пришлось на 23 февраля но действовавшему в то время в России юлианскому календарю, однако по григорианскому календарю, но которому жили в других странах мира, это было 8 марта. 23 февраля (8 марта) 1917 в Петрограде были проведены политические митинги и демонстрации трудящихся, они стали важным событием Февральской революции 1917 года. Хотя Россия не первой стала праздновать женский день, но именно у нас он прижился, прочно вошел в календарь праздников. Любопытно, что в США, где он зародился, не считают 8 марта праздником. Кстати, нерабочим днем он является далеко не во всех странах, которые его отмечают. Можно сказать, что повезло опять-таки римлянкам да и всем итальянцам. День Любви и Весны, посвященный женщинам, остается у них праздничным уже много веков. Несмотря на решение копенгагенской конференции, до 1914 года Международный женский день отмечался» разных странах в различные числа марта. Традиция праздновать женский день именно 8 марта стада укрепляться повсеместно после того, как в 1914 году женщины Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, России, США, Швейцарии и других стран отметили его именно в этот день. Сейчас день 8 Марта — праздник женщин почти всего мира. Он отмечается в ООН, а во многих странах этот день является национальным праздником. Когда женщины со всех континентов, разделенные национальными границами или этническими, языковыми, культурными, экономическими и политическими различиями, вместе отмечают этот день, они отдают дань традиции, что олицетворяет собой по крайней мере десятилетия борьбы за равенство, справедливость, мир и развитие. Международный женский день — праздник рядовых женщин, ставших творцами истории. Во время Французской революции парижанки, выступавшие «за свободу, равенство и братство», организовали марш на Версаль, чтобы потребовать предоставления женщинам избирательного права. И сегодня этот праздник Весны и Любви не утратил своей связи с многовековой борьбой женщин за участие в жизни общества наравне с мужчинами. И все еще живо звучит основной мотив аристофановской комедии о Лисистрате, ради прекращения войны организовавшей забастовку против мужчин. «Да какое вам дело, скажи до войны?» — набросились они на нее. «Это нам что за дело? — возмутилась Лиси-страта. — Проклятый! Знай, для женщин война — это слезы вдвойне! Для того ль сыновей мы рожаем, чтоб на бой и на смерть провожать сыновей?» Многие не представляют себе, что в наши дни Международный женский день приобрел некое новое глобальное измерение. Женское движение усилилось после проведения четырех всемирных женских конференций Организации Объединенных Наций. И это движение придает импульс координации усилий женщин, все еще добивающихся предоставления им прав и возможностей участвовать в политической и экономической жизни своих стран. Международный женский день — это еще и повод вновь отдать дань мужеству и решимости женщин, сыгравших выдающуюся роль в истории борьбы за свои права. 
http://s3.uploads.ru/t/mFUOk.jpg

источники: сайт "Город Сыктывкар" и др.